Керамические украшения, майолика

Майолика — это вид керамики, которая известна с эпохи неолита. Свое название она получила благодаря испанскому острову Майорка (Мальорка), игравшему важную роль в торговле с Италией и странами Магриба.

 

Рецепт «глиняного теста» менялся в разных странах и в разные эпохи. Глину, лежащую под ногами, пытались «окультурить», приспособить для производства посуды. Благодаря таким изыскательским усилиям древних египтян, появилась много столетий назад первая керамика, и стало развиваться гончарное ремесло.

 Майоликой изделия из глины назовут позже по имени художника и скульптора Майоля, создававшего из обычной коричневой глины лепные шедевры. Среди изделий из майолики шедевров, конечно, немного именно потому, что дешевое, распространенное повсеместно сырье и низкотемпературные режимы обработки сделали этот вид керамики самым доступным и часто используемым в быту. На изломе майолика, в отличие от фаянса, а тем более фарфора, — это обычный черепок природного «глиняного» цвета от светло-кремового до терракотового оттенков.

Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с добавками из мела, известняка или кварцевого песка, которые упрочняют соединение черепка с покрывающей его поверхность глазурью. Технология «выпекания» майоликовых изделий все время совершенствуется, так в последнее время для увеличения механической прочности изделий в глину стали вводить специальные синтетические добавки.

Майолика так переливчата и сочна в цвете. Обжигается майолика дважды: первый обжиг нужен для закрепления формы изделия, а второй — для покрытия его блестящей глазурью. Керамические изделия можно украшать лепниной или ажуром, ручной росписью или однотонным покрытием цветной глазурью. Во время обжига нанесенные на поверхность краски и рельеф закрепляются. Но именно обжиг иногда создает рискованную непредсказуемость результата: если живописец, смешивая краски на палитре, добивается нужного тона сразу, то керамист часто работает «вслепую», по памяти и знанию.

Это происходит потому, что во время обжига краски меняют не только свою текстуру, прочность, но и цвет. Художник, особенно начинающий, до конца обжига не может быть абсолютно уверен в результате, поэтому сложные и гармоничные работы с большим количеством тонов и оттенков могут выполнить только художники, достигшие определенного уровня мастерства.

Сложность росписи керамических изделий также и в том, что краски, нанесенные на пористый черепок, моментально впитываются, и уже ничем их удалить невозможно (если очень стараться, то можно оставить размытое грязное пятно на месте красочного мазка). Это роднит работу керамиста с филигранным трудом минера. И, глядя на красивую, с точными мазками красок поверхность, мы должны помнить, какими усилиями и опытом дается такая красота. При оформлении керамического изделия скульптурными (ажуром, лепниной) деталями тоже надо соблюдать меру и осторожность, так как острые углы и далеко выступающие детали в эксплуатации быстро отколются.

Но чаще всего работы художников-керамистов предназначены не для повседневного использования. Они используются как оригинальные высокохудожественные аксессуары. Так что керамист — он и скульптор, и художник, и декоратор, так как создает свои работы большей частью не для утилитарного использования в быту, а для украшения дома.


Просмотров: 1663

Дата: Среда, 19 Августа 2009

Мы предлагаем большой выбор: бижутерной фурнитуры, бисер, бусины, бусины в стиле PANDORA , полимерная глина, deco, силиконовые молды, фетр, скрапбукинг, квилинг, декупаж, часовые механизмы и многое другое для Вашего творчества.