Керамические изделия

керамическая рыбка

 

С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, составу глазурных покрытий, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда, фляги и многие другие предметы, необходимые в быту. Пластичность материала, его тональность, колористическое многообразие глазурей, придающих изделиям пеструю и сочную окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только сугубо утилитарную функцию, они становились произведениями искусства.Большой популярностью пользуются различные по форме и размеру вазы, настенная керамика . При умелом подборе такого рода керамических предметов они хорошо вписываются в интерьер и дополняют его.

Основными технологическими видами керамики являются майолика, терракота, шамот, фарфор, фаянс. Они различаются составом глин, режимом обжига, приемами художественного оформления.

Майолика - это изделия из обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью и рисунком.

Терракота - предметы из обожженной цветной глины, имеющие пористую структуру, не покрытые глазурью. Характерной гаммой оттенков являются бледно-розовый, желтовато-кремовый, сероватый, кирпично-красный, вишневый. Красота изделий достигается благодаря пластичности, натуральной цветовой гамме глины после обжига.

Шамот используется для создания декоративных ваз, рельефов, декоративной скульптуры. Эти изделия отличаются красивой зернистой фактурой, а декорирование глазурями придает им своеобразный колорит.

Фарфор - минеральная масса из тонкой смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата. Изделия из фарфора отличаются белизной, тонкостенностью (тонким черепком), прозрачностью. Они не пропускают жидкость даже в неглазированном виде.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у него черепок толще, неглазированный, он пропускает влагу. Изделия из фарфора и фаянса - это прежде всего посуда, а также декоративные изделия - вазы, блюда, различные композиции и т. д.

Основным сырьем производства керамических изделий является глина. Она представляет собой измельченную горную породу различного химикоминералогического состава, в соединении с водой образующую тестообразную массу, способную сохранять приданную ей форму, а при обжиге становиться камнеподобной.

Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, являет пластичность. Глина - единственный в свое роде  природный материал, имеющийся в большом количестве. Гончары определяют пластичность обычно на ощупь, путем разминания и растирания комочков глины в руках.

Глины в естественном виде не годятся для применения в производстве. Они требуют соответствующей обработки: в зависимости от вида изделий и качества керамической массы увеличивают или уменьшают пластичность глины. Для этого используют песок и шамот.

Глинам присуще еще и такое свойство, как усадка, то есть уменьшение размеров без изменения формы.

Изготовление керамических изделий включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора, сушка, обжиг в печи.

Формование керамических изделий осуществляют различными способами: пластическим формованием, литьем (с использованием гипсовых форм), прессованием горячим литьем под давлением. Наиболее часто применяются способ пластического формования: ручное (при производстве тонких художественных изделий - цветов, украшений и т.д.), формовка "колбасками"; в гипсовых формах лепкой; в гипсовых формах с помощью на гончарном круге.

Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства.

Придав изделию законченную форму на гончарном круге , его заглаживают мокрой губкой и кусочком резины, после чего тонкой проволокой или шпагатом срезают с гончарного круга и ставят для сушки - чаще всего на воздухе. Высохшее до 19-20 % влажности изделие устанавливают на центр верхнего круга, прикрепив кусочком глины, и подправляют соответствующими инструментами: вытачивают металлическим крючком, заглаживают мокрой губкой, полируют оргстеклом. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет декорирование.

Следующим этапом в производстве керамики является сушка. В свежесформованном или вылитом изделии содержится от 22 до 30 % влаги - в зависимости от способа формования.

Процесс сушки при разном составе массы проходит неодинаково: чем жирнее глина, тем дольше она сушится. При неодинаковой плотности черепка усушка проходит неравномерно, что ведет к появлению трещин и деформации.

Форма изделия также имеет значение: чем больше его площадь, тем быстрее оно сохнет.

Во время сушки не должно быть сквозняков. Вначале изделие проходит предварительную сушку, при 19 % влагосодержания - декорируется, а затем уже идет окончательная сушка.

Приемы художественной обработки керамических изделий в большой мере обусловлены особенностями материала, свойством глины. Таковыми являются роспись ручным способом, гравировка, сграффито, фляндровка, "мрамор", лепка, лощение, резерваж и другие.

Роспись - наиболее широко применяемый способ художественной обработки. Расписывают ангобом – тонко растертой жидкой глиной, белой или с примесью красителей. Рисунок ангобом наносят только на сырой черепок (19-20 % влажности). Залитое ангобом изделие расписывают с помощью пипетки. Рисунок обычно выполняют по схематичному контуру, нанесенному пальцем или карандашом, но линии должны быть четкими. По ним пипеткой наносят ангоб. Этот способ хотя и кропотливый, требует навыка, внимания, зато позволяет получить уникальные изделия.

При гравировке и сграффито изделие заливают ангобом контрастного с черепком цвета и подсушивают до 14-15% влагосодержания. Контур рисунка слегка наносят карандашом, затем специальной деревянной или металлической палочкой процарапывают ангоб до черепка. При этом способе получается чёткий рисунок. Как и в графике, способом сграффито делают штриховку, которая под глазурью создает чудесные переливы двух цветов.

При фляндровке свежезалитое ангобом изделие ставят на турнетку. В местах, где должен быть рисунок, пипеткой с контрастным ангобом наносят спираль, а на нее - кружочки или 3-5 волнистых линий разных цветов. В глубине этих линий ангобом делают черточки или кружочки в том же порядке, как делались волнистые линии. Затем движением снизу вверх или наоборот (перпендикулярно к волнистым линиям) проводят черточки, которые создают своеобразный рисунок.

Фляндровка - древняя техника росписи. Рисунок фляндровки получить другим способом нельзя, но его можно быстро освоить.

Резерваж - способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазированием. Рисунок имеет цвет керамической массы, остальная поверхность покрывается цветным ангобом (в промасленных местах ангоб не пристает).

Одним из способов декора является также молетаж: на изделие наносят специальным колесиком вдавленный рисунок, после чего его красят ангобом разных цветов. Это очень эффектный способ оформления декоративных бытовых предметов.

Древним способом является также лощение, которое производят путем заглаживания камешком непросохшей поверхности изделия. Иногда же камешком наносится и простой орнамент в виде полосок, зубчиков, кругов и т. д.

Для декорирования используют ряд инструментов; турнетку, пипетку, металлические и деревянные палочки, стеки и прочее. В современной художественной керамике применяют такие приемы декорирования, как огневая патинировка в окислительной и восстановительной среде, тонирование и роспись изделия солями и кислотами металлов, взятыми в чистом виде или введенными в состав цветного ангоба, глазури, эмали.

Глазирование - широко применяемый художественно-технический прием обработки керамических изделий. Покрытие глазурью - стекловидной массой - изделия преследует не только эстетическую цель. Глазурь предохраняет его от проникновения влаги, делает более прочным.

Глазури могут быть прозрачными (бесцветными и цветными) и непрозрачными. Прозрачные бесцветные глазури хорошо выявляют натуральный цвет глины, из которой сделано изделие, чего не скажешь о непрозрачной глазури.

Для декорирования изделий из майолики применяют также цветные глазури. Цвет достигается введением в бесцветную глазурь оксидов и солей металлов. Очень красивыми делают керамические изделия глазури восстановительного огня: при обжиге на поверхности образуется металлический блеск

Очень эффектны керамические изделия, украшенные глазурью "кракле". Глазури "кракле" впервые изготовлены в Китае. Если после обжига на глазури появлялись трещины, изделия с таким дефектом окунали в определенную жидкость и снова обжигали, после чего трещины заплавлялись, изделия получались красивыми. Китайцы с помощью этих глазурей украшали изделия орнаментом или на белый фон наносили голубую или синюю сетку. Позже начали изготовлять "кракле" разных цветов. Глазурь "кракле" можно получить из обычной глазури, введя в ее состав нерастворимые в ней соединения, которые всплывают наверх и при остывании создают неровную тонкую пленку, напоминающую трещины.

Покрытие и роспись изделий эмалями дает, в основном, тот же эффект, что и роспись глазурями. Эмали дают яркие и светлые тона на черепке. На белой эмали роспись выполняется в основном синим, желтым, зеленым, фиолетово-коричневым цветами.

Формование керамического изделия происходит во время обжига. Полностью художественный образ выявляется лишь после того, когда основательно "спекся", затвердел черепок, застыли расплавленные глазури.

Сформованное изделие, подсушенное, подправленное, декорированное ангобом, солями, снова подсушенное, помещают в печь. Это первый, утильный, обжиг.

Затем изделие расписывают глазурями.

При повторном обжиге расплавляют глазури. Последовательность повторного обжига та же. Главное при этом - медленное, постепенное повышение температуры. Обжиг можно условно разделить на четыре периода.

В первом периоде (при температуре 1 50 °С) из изделия уходит механически связанная вода. При резком повышении температуры прежде всего испарится вода с поверхности черепка и образуется пленка, которая задержит влагу, находящуюся в середине. Для ее удаления придется повысить температуру, что приведет к парообразованию и разрушению.

Второй период - температура 150-500 °С. В это время удаляется химически связанная вода, изделие краснеет. Третий период - 500-900 °С. Четвертый - до 1000°С. Печь выключают, а когда она остынет до 200 °С, дверцы печи приоткрывают.

Изделие вынимают после полного остывания печи.

Просмотров: 2509

Дата: Вторник, 13 Ноября 2007

Дополнительная информация по ссылке: http://art-cart.e-market.dp.ua/index.php/cat/c4_Glinyanye-izdeliya.html

Мы предлагаем большой выбор: бижутерной фурнитуры, бисер, бусины, бусины в стиле PANDORA , полимерная глина, deco, силиконовые молды, фетр, скрапбукинг, квилинг, декупаж, часовые механизмы и многое другое для Вашего творчества.